История архивной службы АП

19-21 ноября 2013 года, конференция «Авторская песня: вчера, сегодня. Завтра?»

Наброски к сообщению Трубецкого Петра Андреевича «Современные проблемы сохранения и пользования архивами АП (К вопросу об особенностях работы с коллекциями АП, работа Архивной Службы Авторской Песни)»

С самого начала движения АП с конца 1950х годов исторически сложилось, что в этом жанре можно было что-то сохранить и чем-либо поделиться в основном если самому сохранить, записать на магнитофон, сфотографировать, напечатать на машинке, записать от руки. С самого начала начали появляться люди, которые более других были расположены к коллекционированию АП. У таких людей формировались коллекции относящиеся к АП, это эмблемы и нашивки, магнитофонные записи, фотографии, тексты песен, устные истории и т.д. Коллекции образовывались у собирателей широкого профиля, у фотографов, функционеров КСП, звукооператоров. Зная масштабы движения АП, численность и географию участников, можно представить, какие богатства хранились и продолжают храниться на полках по домам и дачам. К сожалению, среди коллекционеров было не много профессиональных архивистов, и собираемые материалы в большинстве своём не были структурированы и описаны должным образом или были структурированы и описаны уникальным образом, по схеме, придуманной тем или иным коллекционером. Тем не менее, коллекции ценились и были востребованы, к собирателям обращались, можно было найти и получить нужное. Правда, работа с коллекциями осложнялась тем, что все коллекции без исключения хранились частным образом дома у коллекционеров, и времени заниматься этими коллекциями особо не было. Тем не менее, собранный материал – это подвиг сотен архивистов и низкий им поклон от всех прошлых, настоящих и будущих пользователей.

С годами коллекции теряли своих создателей и хранителей. Уникальные материалы летописи КСП начали бесследно исчезать.

Стало понятно, что если не предпринимать немедленных шагов по сохранению таких архивных материалов, то можно считать, что их не существует, что события АП не записывали, не фотографировали, что коллекции не хранились. Всё же часть коллекций удалось спасти, взять на хранение, описание и оцифровку. Забегая вперед скажу¸ сейчас у нас хранится более 200 таких коллекций.

В процессе разбора и оцифровки принятых на хранение коллекций отмечались особенности переданных материалов, которые в свою очередь диктовали определенные действия с этими коллекциями. Приведу некоторые:

— Коллекции, как правило, передаются в комплексе с личными вещами, документами, книгами, рукописями, фотоальбомами, магнитофонами и т.д., и в таком полноценном виде их нужно сохранять.

— В коллекциях очень редко материалы подписаны и датированы. Это касается абсолютно всех видов материалов. Описи материалов, как правило, не имеют датировки и наименования события, а также указания авторства и исполнителей.

— В коллекциях очень много материалов, дублированных в других коллекциях. Это касается большинства видов материалов, особенно символики, аудио-материалов, фотографий (многие друг у друга переписывали или записывали одни и те же события). Достаточно взглянуть на фотографию выступления Александра Суханова на Грушинском фестивале 1978 года, фото Александра Ёлкина.

slet_original

На фотографии хорошо видны «удочки» с микрофонами. Это означает, что событие одновременно записывают несколько десятков человек. При этом, записывающие люди не накануне начали записывать и не сразу после этого события прекратят заниматься записью. Это означает, что у каждого записывающегося формируется своя коллекция, в которой могут храниться оригиналы записей. И еще это означает, что у многих в коллекциях будут записи одного и того же события.

Еще один документ, говорящий о часто встречающихся в различных коллекциях идентичных архивных материалов, найден в архиве Николая Федоровича Курчева. Это перечень «магнитофонщиков», посещающих так называемые перезаписи, которые практиковались в основном в 70-х-80-х годах.

kurchev

Из этого документа  можно предположить, что по крайней мере еще в 15-ти коллекциях появились записи 121-го абонементного концерта.

— В аудио-материалах почти нет целых непрерывных записей событий, в основном выборки отдельных произведений или, в лучшем случае, остановки записи между песнями. Это связано в основном с экономией пленки и склонностью коллекционеров к «порядку» и составлению подборок.

— Большинство аудио-коллекций представляет записи на катушках или кассетах для прочтения которых нужны магнитофоны (которых почти не осталось в рабочем состоянии).

Всё это и многое другое делает процесс работы с сохраненными коллекциями очень трудоёмким и требующим специальных знаний в области истории КСП, массу времени и много специальной техники, которую уже давно не производят. Кроме того, с каждым годом катастрофически сокращается число людей, которые помнят события и участников и могут помочь в описании материалов.

До сих пор речь шла об архивных материалах, собираемых и сохраняемых в докомпьютерную эпоху. С начала 1990-х годов к прежним материалам начали добавляться новые, связанные с цифровыми представлениями. Начали появляться новые архивные форматы, также требующие особого подхода к собиранию, сохранению и пользованию.

В последние десятилетия расстановка архивных сил значительно изменилась. Появились современные устройства ведения летописи событий в АП, появился интернет, появилось множество изданий аудио, видео, книг по теме АП.

Благодаря интернету последние десятилетия можно наблюдать огромный поток уникальных архивных материалов АП, который появляется в широкой доступности, выполняет какую-то задачу и, бесследно исчезает. Совсем немногое из того, что появлялось в интернете за последние 20 лет, сохранилось.

Люди фотографируют и снимают на видео, записывают на диктофоны, после выбирают на их взгляд самое интересное и публикуют, остальное уничтожается.

Огромный поток уникальной летописи АП наблюдается в социальных сетях и на форумах, выкладываются архивные документы, свидетельства очевидцев и участников, обсуждения тех или иных событий, которые также исчезают в бескрайних дебрях интернета.

Еще в 1995 году группа архивистов и программистов поставила задачу вести мониторинг архивно-значимых ресурсов АП в интернете и сохранять их. Но из этой затеи ничего не получилось.

Вообще, электронные архивные материалы – это отдельный разговор. Дело в том, что такой вид материалов очень удобен для пользователя. Но за это удобство нужно платить тем, что он может оказаться измененным или бесследно исчезнуть.

За 20 лет работы с электронными архивными материалами АП был выработан ряд правил, которые помогают ориентироваться в огромном всё возрастающем потоке уникальных документов, помогают сохранять наследие АП и которые, правила, продолжают постоянно совершенствоваться. Эти правила продиктованы необходимостью надежно хранить огромные объемы информации, ориентироваться в этих объемах и при этом использовать минимум ресурсов. Вот некоторые правила:

— Оцифрованные архивы хранятся на жестких дисках с присвоением дискам сквозной нумерации

— Все жесткие диски дублируются

— На каждый жесткий диск составляется перечень файлов и папок, которые находятся на этом диске. Перечень имеет текстовый формат и находится в файле с номером диска

— Папкам и файлам, хранящимся на дисках, присваиваются содержательные имена с приоритетом персоналий, дат и мест событий а также источников материала

— Описи архивов ведутся в таблицах Excel

— Структурирование электронных материалов для персоналий ведется в формате «имя/тип материала/хронология» и для событий в формате «название/хронология/тип материала»

Группа единомышленников, пытающихся решить задачи сбора, сохранения и пользования архивными материалами АП, сформировалась со временем в Архивную Службу Авторской Песни (АСАП).

В начале 2000х годов стала очевидна необходимость и возможность регистрации юридического лица АСАП, в основном для ведения безналичных расчетов и официальной оплаты труда сотрудникам Архивной Службы.

В сентябре 2003 года была зарегистрирована общественная некоммерческая межрегиональная организация Благотворительный Фонд «Архивная Служба Авторской Песни». В 2011 году БФ «АСАП» перерегистрировался в АНО «Архивная Служба Авторской Песни».